Главная < Наша история < 1  2  3

В 1968 году в Черкесске был открыт филиал Ставропольского культпросветучилища. С 1970 года он стал самостоятельным факультетом Черкесского музыкального училища.

Сам факт создания такого факультета был важен не только для распространения музыкального образования в сельской местности, но и в деле воспитании культурного досуга среди сельчан. Факультет выпускал прекрасных специалистов, руководителей клубной работы.

Свои знания будущим культработникам с энтузиазмом, терпением и любовью передавали руководитель оркестра народных инструментов П.П. Стебловский, преподаватель хореографии А.С. Балаенков, А.З.-П. Гожев, В.С. Мищенко, П.И. Писаренко, заведующая факультетом Н.Н. Мельникова.


Отделение культурно-просветительской работы. Выпуск 1978 г.
(нажмите на фотографию для просмотра увеличенного изображения)


В 1970 году на базе Черкесского музыкального училища было создано еще одно новое отделение — «хореографическое».


В хореографическом классе. 70-е годы.

Черкесское музыкальное училище было причастно и к развитию театральной культуры в Карачаево-Черкесии. Интерес к театру, постановка пьес национального репертуара требовали специалистов для молодых творческих коллективов. В 1970 году на базе факультета «культпросветработы» было открыто «театральное» отделение.


Объявление о первом наборе на хореографическое и театральное отделения.
Газета "Ленинское знамя", 1970-й год



В середине
70-х годов в Черкесское музыкальное училище стремились поступить многие, на всех отделениях был большой конкурс приезжали ребята не только из Карачаево-Черкесии и Ставрополья, но и из Баку, Кировабада, Ростова, Ворошиловграда, Батуми, Керчи, Небит-Дага и других мест. В училище поступали абитуриенты из всех населенных пунктов Карачаево-Черкесии, среди поступающих были представители всех коренных национальностей республики. Многие выпускники этих лет впоследствии стали преподавателями училища.


Выпуск 1972 года. Среди выпускников - будущие преподаватели Колледжа - А.Е. Найденов, Н.И. Шевченко, Ф.У. Куджева (Абисалова), С.В. Новикова и другие.
(нажмите на фотографию для просмотра увеличенного изображения)


В 1972 году директором училища становится молодой талантливый композитор Аслан Дауров. Он был выпускником Московской консерватории, и судьба подарила ему счастье слушать и посещать концерты и уроки выдающихся музыкантов — Г. Нейгауза, М. Ростроповича, общаться с Р. Щедриным, М. Кожлаевым и многими другими. В Московской консерватории А. Дауров учился на дирижерском отделении в классе профессора С. Благообразова, а затем на отделении теории композиции в классе профессора В. Фере.

С именем А.Даурова связан яркий период в концертной жизни училища. В большом зале выступали такие прославленные музыканты, как Л. Берман, А. Слободяник, Б. Давидович, певцы А. Соловьяненко, О. Воронец и другие. А. Дауров сумел увлечь своих коллег-музыкантов смелыми планами по развитию музыкальной культуры, он возродил симфонический оркестр, который стал выступать и за пределами Карачаево-Черкесии.


Дирижер Юрий Темирканов, композитор Аслан Дауров (справа).


Помимо оркестра в музыкальной жизни Карачаево-Черкесии активное участие принимали и другие художественные коллективы — оркестр русских народных инструментов под руководством Н.Н. Сусид, хор дирижерско-хорового отделения училища.


Хор Черкесского музыкального училища. 1970-е годы.
 

С 1967 года при училище открывается Народный университет музыкальной культуры. На лекции-концерты университета приходили учащиеся школ, училищ, и все, кто любит музыку — врачи, педагоги, рабочие заводов. Бессменным ведущим-лектором этих лекций-концертов была музыковед Н.И. Токарева.


На уроке гармонии в классе Н.И. Токаревой. 1970-е годы.


В этот период в училище преподавали композиторы, имена которых стали известными — это А. Дауров, С. Крымский, М. Ногайлиев.
Творчество А. Даурова в это время достигает своего расцвета, он пишет произведения в разных жанрах: симфонические, инструментальные, вокально-хоровые, песни, которые принесли ему любовь слушателей.

На отделении теории музыки преподавал композитор С.М. Крымский, творческие устремления которого во многом были иными, чем у А. Даурова. Он писал инструментальную и вокальную музыку, отличавшуюся очень современным языком. С. Крымский в содружестве с известной карачаевской поэтессой Х. Байрамуковой создал первую карачаевскую оперу «Последний изгнанник», а в 1977 году вместе с балетмейстером М.Бабоевым
балет «Героическая поэма».

Песенная стихия стала основой творчества М. Ногайлиева, также преподававшего в этот период в Черкесском музыкальном училище. Песни, созданные М. Ногайлиевым, звучали по радио, исполнялись профессиональными и самодеятельными певцами и коллективами.



Композиторы Салим Крымский и Маджит Ногайлиев


Творчество А. Даурова, С. Крымского, М. Ногайлиева — это ценнейший вклад в развитие музыкальной культуры Карачаево-Черкесии. Вместе с этими известными именами можно назвать и имя талантливого самобытного композитора Г.Б. Гожевой. Основу ее творчества составляют песни. Гожева — не профессиональный композитор, но является автором многих песен, обработок абхазских и абазинских народных мелодий.

Читать дальше >>>