Версия сайта для слабовидящих

Навигация


АРХИВ НОВОСТНОЙ ЛЕНТЫ






ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА // Наша история - страница 2




В 1968 году в Черкесске была открыта «Межколхозная культпросветшкола» (затем училище), как филиал Ставропольского культпросветучилища. С 1970 года как самостоятельный факультет «культпросветработы» она вошла в состав Черкесского музыкального училища. Сам факт создания такого факультета был важен, и не только в плане распространения музыкального образования в сельской местности, но и в воспитании культурного досуга среди сельчан. Факультет выпускал прекрасных специалистов, руководителей клубной работы на селе. Свои знания будущим культработникам с энтузиазмом, терпением и любовью передавали: руководитель оркестра народных инструментов П.П.Стебловский, преподаватель хореографии А.С.Балаенков, А.З.-П.Гожев, В.С.Мищенко, П.И.Писаренко и заведующая факультетом Н.Н.Мельникова.В 1970 году на базе Черкесского музыкального училища было создано еще одно новое отделение — «хореографическое». Черкесское музыкальное училище было причастно и к развитию театральной культуры в Карачаево-Черкесии. Интерес к театру, постановка пьес национального репертуара требовали специалистов для молодых творческих коллективов. В 1970 году, на базе факультета «культпросветработы», было открыто и «театральное» отделение. В середине 70-х годов в Черкесское музыкальное училище стремились поступить многие, на всех отделениях был большой конкурс. Причем, приезжали ребята не только из Карачаево-Черкесии и Ставрополья, но и из Баку, Кировабада, Ростова, Ворошиловграда, Батуми, Керчи, Небит-Дага и других мест.Так, в 1973 году в училище поступило около 300 абитуриентов. В большом зале училища шли приемные экзамены, выступали пианисты, баянисты, скрипачи. Вступительные экзамены иногда заканчивались поздно вечером. В числе поступавших было множество выпускников из музыкальных школ Карачаево-Черкесии — это В.Гуминская, Т.Шкурова, Р.Корнилова, Л.Калинова, Л.Никитенко, Н.Бойко, Н.Казанцева, В.Мизиков, А.Лаптиева и другие. Отрадно и то, что в училище стремились поступить ребята из самых отдаленных населенных пунктов, в частности из Курджиново, Кара-Паго, Красного Востока и других. Среди поступающих были представители всех коренных национальностей Карачаево-Черкесии.Расцвет творческой и концертной деятельности училища приходится на 70 — 80-е годы. В 1973 году директором училища становится молодой, талантливый композитор Аслан Дауров. Он был выпускником Московской консерватории, и судьба подарила ему счастье слушать и посещать концерты и уроки выдающихся музыкантов — Г.Нейгауза, М. Ростроповича, общаться с Р.Щедриным, М.Кожлаевым и многими другими. В Московской консерватории А.Дауров учился на дирижерском отделении в классе профессора С.Благообразова, а затем на отделении теории композиции в классе профессора В.Фере. Уже в годы учебы А.Дауров создает яркие вокальные, инструментальные произведения, среди них особое место занимают «Пять горских песен», которые высоко оценил Г.Свиридов: «Песни Аслана Даурова — чистые, благоуханные, целомудренные и красивые». С именем А.Даурова связан яркий период в концертной жизни училища. В большом зале училища выступали такие прославленные музыканты, как Л.Берман, А.Слободяник, Б.Давидович, певцы А.Соловьяненко, О.Воронец и другие. А.Дауров сумел увлечь своих коллег-музыкантов смелыми планами по развитию музыкальной культуры в КЧР, он возродил симфонический оркестр, который зажил теперь новой жизнью, приобрел размах и блеск, стал выступать за пределами Карачаево-Черкесии. Помимо оркестра в музыкальной жизни Карачаево-Черкесии активное участие принимали и другие художественные коллективы — оркестр русских народных инструментов под руководством Н.Н.Сусид, хор дирижерско-хорового отделения училища. При училище с 1967 года успешно работает Народный университет музыкальной культуры. На лекции-концерты университета приходили учащиеся школ, училищ, и все, кто любит музыку — врачи, педагоги, рабочие заводов. Бессменным ведущим-лектором этих лекций-концертов была музыковед Н.И.Токарева.В этот период в училище преподавали композиторы, имена которых стали известными — это А.Дауров, С.Крымский, М.Ногайлиев.Творчество А.Даурова в это время достигает своего расцвета, он пишет произведения в разных жанрах: симфонические, инструментальные, вокально-хоровые, песни, которые принесли ему любовь слушателей.На отделении теории музыки преподавал композитор С.М.Крымский, творческие устремления которого во многом были иными, чем у А.Даурова. Он писал камерную инструментальную музыку, отличавшуюся очень современным языком. С.Крымский в содружестве с известной карачаевской поэтессой Х.Байрамуковой создают первую карачаевскую оперу «Последний изгнанник», а в 1977 году вместе с балетмейстером М.Бабоевым работает над новым балетом «Героическая поэма».Песенная стихия стала основой творчества М.Ногайлиева, также преподававшего в этот период в Черкесском музыкальном училище. Песни, созданные М.Ногайлиевым, звучали по радио, исполнялись профессиональными и самодеятельными певцами и коллективами.Творчество А.Даурова, С.Крымского, М.Ногайлиева — это ценнейший вклад в развитие музыкальной культуры Карачаево-Черкесии. Вместе с этими известными именами можно назвать и имя талантливого самобытного композитора Г.Б.Гожевой. Основу ее творчества составляют песни. Гожева — не профессиональный композитор, но является автором многих песен, обработок абхазских и абазинских национальных мелодий.